История предприятия

Государственное предприятие «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» было основано 29 сентября 1939г. на базе авиаремонтных мастерских при училище пилотов «Главсевморпути», которое затем сменило название на «Военно-Морское авиационное училище им. Леваневского», г. Николаев.

C 1939 по 1941 годы авиаремонтные мастерские выполняли ремонт самолётов У-2, Р-5, МБР-2, Р-6, Р-10 и авиационных двигателей М-11, М-17, М-22, которые находились на вооружении военно-морской авиации. В июле1941 г. в связи с угрозой оккупации г. Николаева войсками фашистской Германией, авиаремонтные мастерские эвакуируются на ст. Безенчук Куйбышевской области.

В 1942 – 1943 годах в мастерских проводится сборка 40 самолетов Р-10 и 12 самолетов Пе-2, которые после сборки, доводки и испытаний отправлялись на фронт.

После освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков в сентябре-декабре 1944 года мастерские передислоцируются в с. Степановка Херсонской области, где и находились по 1949 год. В это время выполняется ремонт самолетов Ту-2, Ил-4, ПО-2, двигателей М-17, М-11, М-105, М-100.

8 января 1947 года авиаремонтные мастерская при ВМАУ им. Леваневского переформированы в 793 авиарембазу. Было присвоено условное наименование «воинская часть 69223».

В сентябре 1949 года 793 авиарембаза перебазируется к новому месту дислокации в г. Николаев на станцию Кульбакино. Численность авиарембазы составляла 250 человек военнослужащих и около 150 человек свободно наемных. В это время производится ремонт самолетов Пе-2, Ил-4, Ту-2 и двигателей АШ-82, АШ-88Б.

В начале 50-х годов 793 авиарембаза освоила ремонт самолетов Ли-2, Ил-28 и двигателя ВК-1. В связи с чем появилась острая необходимость в расширении производственной базы.

Поистине переломными в жизни завода стали конец 50-х начало 60-х годов. Начинается освоение нового поколения самолётов Ту-16 и двигателей РД-3М-500. Наращиваются производственные мощности, завод становится одним из ведущих предприятий авиации ВМФ.

Директивой Главного штаба ВМФ от 17 февраля 1960 года 793 авиарембаза реформирована в 328 завод с подчинением его начальнику 33 учебного центра авиации ВМФ.

Вторым значимым этапом в жизни предприятия стало освоение ремонта самолётов Ту-95. Первый самолёт этого типа, после выполнения ремонтных работ, облётан испытательным полётом в 1972 году. Учитывая производственные возможности, подготовленность специалистов, находящийся рядом завод «Зоря», Командование ВМФ в 1965 году ставит перед нашим предприятием задачу приступить к освоению ремонта морских газотурбинных установок (ГТУ).

Итак, начиная с1963 г. 328 завод ремонтирует: самолеты Ту-16 различных модификаций, а также авиадвигатели АМ-3, РД-3М, РД-3М-500, морские двигатели ГТУ-2, ГТУ-2А, ГТУ-2М, Д-2Б, М-2.

В период с 1972 по1977 г.г. кроме самолетов Ту-16 освоен ремонт самолетов Ту-95 РЦ, а с 1978 года Ту-142. В связи с важностью поставленных задач, объёмами производства по ремонту самолётов Ту-16, Ту-95, Ту-142, авиационных двигателей и морских ГТУ, радиоэлектронного, навигационного оборудования и вооружения значительно расширяется производственная база, обновляется станочное и стендовое оборудование, ведётся подготовка и обучение специалистов, активно строится жильё и объекты социальной сферы.

Начало 80-х годов вошло в историю завода как новый этап в освоении ремонта самолёта третьего поколения Ту-22М.

С октября 1985 года 328 АРЗ (в/ч 69223) переподчинен Главнокомандующему ВМФ СССР.

В связи с распадом СССР в 1992 году предприятие входит в структуру ремонтной сети Министерства обороны Украины и подчиняется ВВС ВС Украины. Значительно сокращаются объёмы производства.

В это время перед руководством завода, трудовым коллективом стоят сложности и жизненно важные задачи: сохранение производства и специалистов, сохранение своего назначения как ремонтного авиационного предприятия, подготовка и организация производства по выпуску многих товаров народного потребления.

В период с1993 г. коллектив завода в рекордно короткие сроки осваивает ремонт самолёта Су-24 всех модификаций, осваивает и выполняет ремонт авиационных двигателей НК-8-2У, Д-30КП, АИ-8, ТА-6А, М-14П, М-14В26, оборудования самолетов гражданской авиации (Ан-12, Ан-24/26, Ан-32, Ил-18, Ил-38, Ил-62, Як-40/42, Ту-134, Ту-154), выполняются ремонт и регламентные работы на самолётах типа Ил-76

В 1996 г. наименование в/ч 69223 заменено на в/ч А-4475 «Государственное предприятие Министерства обороны Украины «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП».

 

В 1999-2000 г.г. Конструкторским бюро завода был сконструирован сверхлегкий самолет «НАРП-1». В 2000 году изготовлен первый самолет. В 2000-2002 годах сверхлегкий самолет «НАРП-1» прошел заводские и государственные летные испытания, процедуру сертификации результатом которых стало получение Сертификата типа и Сертификата производства. С 2002 года налажено серийное производство самолетов «НАРП-1» на предприятии.

В 2006 г. ГП «НАРП» входит в состав Государственного хозяйственного объединения концерна «Авиавоенремонт». Также в 2006 году по распоряжению Кабинета Министров Украины на территории завода был открыт пункт пропуска через государственную границу, что позволило принимать и отправлять самолеты из-за рубежа, которые прибывают для ремонта и технического обслуживания на аэродром базирования предприятия «Кульбакино».

С 2008 г. завод начинает осваивать контрольно-восстановительный ремонт самолетов Ил-76МД, Ил-78, а также ведутся работы по освоению капитального ремонта двигателей Д-30КП (КП-2).

В 2011 г. Государственное предприятие «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» вошло в состав государственного концерна «Укроборонпром».

На сегодняшний момент предприятие выполняет:

— контрольно-восстановительный ремонт самолётов Ил-76МД, Ил-78 и средний ремонт агрегатов заправки УПАЗ, для чего создана уникальная стендовая база;

— Средний ремонт самолетов Су-24 всех модификаций. Проводится расширение производственных мощностей, позволяющих выполнять сборку комплектов оборудования для модернизации самолётов типа Су-24;

— Расширенный средний ремонт двигателей Д-30КП (КП-2);

— Капитальный ремонт вспомогательных силовых установок ТА-6А (А1, Б,В), ТА-6В, ТГ-16М, АИ-8, газотурбинных установок М2БЕ, Д2Е, Д2К, М8Г, Д3Е, М5Е, М7К, газотурбинных двигателей ДР59Л, ДО-14, ДЖ-59Л2 (Л3). Также продолжается работа по освоению капитального ремонта двигателей Д-30КП (КП-2), расширение перечня ремонтируемого оборудования самолетов гражданской авиации.