Государственным предприятием «Николаевский авиаремонтный завод ”НАРП” был спроектирован двухместный самолет класса моторных очень легких летательных аппаратов с аэродинамическим управлением “НАРП-1”, к серийному производству которого предприятие приступило с 2002 года.
Самолет “НАРП-1” универсальный. Он предназначен для первоначального обучения и тренировки летного состава, для маршрутных полетов, перевозки пассажиров, аэровизуальных полетов, лесоавиационных работ, аэрофотосъемки, для участия в соревнованиях, агитационных и спортивных перелетах, а также для личного использования. При установке химоборудования “НАРП-1” успешно используется на авиационно-химических работах, на которые он сертифицирован и внесен в Государственный реестр воздушных судов, выполняющих авиационно-химические работы.
В соответствии с назначением самолета пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выполнение полетов днем в простых метеоусловиях по правилам визуальных полетов. “НАРП-1” безопасно управляем, не требует применения приемов сложной техники пилотирования и выполняет все маневры, присущие не пилотажному самолету, на режимах взлета и набора высоты, горизонтального полета, снижения и посадки с работающим и неработающим двигателем. На самолете установлен четырехтактный австрийский двигатель ROTAX-912S (100 л.с., межремонтный ресурс 1200ч, расход топлива 15 л/ч).
“НАРП-1” – подкосный высокоплан классической схемы. Крыло с жестким носком и простым закрылком покрыто полотняной обшивкой. Фюзеляж – цельнометаллический, клепаной конструкции с хвостовой балкой и полотняной обшивкой задней части кабины. Кабина закрытая, двухдверная. Размещение пилотов рядное. Для управления по крену и тангажу используется штурвал, колонка которого закреплена на потолке пилотской кабины, что для высокоплана сокращает длину проводки. Управление сдвоенное. Особенностью конструкции является размещение под кабиной химбака емкостью 100 литров, со съемным креплением, позволяющим в течение 1 секунды отсоединить и сбросить бак в аварийной ситуации. Другим отличием “НАРП-1” от современных очень легких сельхозсамолетов является установка на крыше кабины заборников для проточной системы вентиляции, что должно обеспечить более комфортные и безопасные условия для работы пилота в процессе распыления химпрепаратов. Шасси самолета трехопорное с неуправляемым передним колесом и тормозными основными колесами. Основные стойки пирамидальной схемы. Самолет получил высокую оценку специалистов Государственного Департамента воздушного транспорта Украины, Государственной летной академии Украины и летчиков, выполняющих авиационно-химические работы.
Самолет “НАРП-1” имеет сертификат типа ТП№0004 от 01.03.2002 г. и сертификат одобрения производства самолетов № СВ0007 от 21.06.2004г., выданные Государственным Департаментом воздушного транспорта Украины и регистрационное свидетельство на оборудование для авиационно-химических работ № РУ 00470252 001-02, выданного Украинским Государственным центром по испытанию и прогнозированию техники и технологий для сельскохозяйственного производства УкрЦВТ.
Качество выполняемых ремонтных работ на самолетах данного типа подтверждено Сертификатом соответствия организации технического обслуживания PART-145 №UA.145.0047 от 08.10.2012г. выданный Государственной авиационной службой Украины, а также Сертификатом № UA228094/1 от 27.04.2018г. выданный Бюро «VERITAS» на соответствие требованиям международных стандартов версии ISO 9001:2015.
Летно-технические характеристики:
- Двигатель: ROTAX – 912ULS, один,
- четырехцилиндровый, мощность100 л.с.
- Винт: трехлопастный, фиксированного шага, стеклопластиковый, производство
- “Киевпроп” г. Киев.
- Размеры самолета: Длина – 6,58 м;
- Высота -2,4 м.
- Размах крыла –11,68 м;
- Площадь крыла –18,5 м²;
- Удлинение крыла –7,225 м.
Весовые характеристики:
- Взлетная масса –630 кг;
- Масса пустого самолета –410 кг;
- Топливный бак –36 л;
- Подвесной бак для хим. раствора –120 л.
Скоростные характеристики:
- Крейсерская скорость –110 км/ч;
- Максимальная скорость –150 км/ч;
- Скорость при выполнении хим. обработок: 85 – 110 к м/ч.
- Скорость сваливания -74 км/ч.
- Посадочная скорость:69 км/ч.
- Продолжительность полета: 2,5 часа.
- Ширина захвата при опрыскивании:25 м.
- Дозировка химраствора – 2,0-6,0 л/га;
- Производительность – 50-100 га/ч;
- Расход бензина А-95 – 17-22 л/ч;
- Время заправки химбака (собственным растворным узлом) – 5-7 мин;
- Специальная взлетно-посадочная полоса не требуется; ВПП -250 м.
- Дальность перелета с пустым химбаком и полной заправкой (штиль) – 200 км;
- Дальность перелета с подвесным топливным баком (64л) штиль – 580 км;
- Расчетные перегрузки: +3,8; – 1,9.
Ресурсы и сроки службы:
– самолета и его оборудования:
а) до списания (проектный)
– посадок – 10 000 пос.
– летных часов – 4 000 час.
– срок службы –15 лет
б) первоначально назначенный
– посадок – 3 500 пос.
– летных часов – 1 000 час.
– срок службы – 5 лет.
с) межремонтный – по техническому
состоянию (не более: 1000 часов, 5 лет).
– двигателя ROTAX –912ULS:
а) назначенный – 3 600 часов, 45 лет,
2 капитальных ремонта;
б) межремонтный –1 200 часов, 15 лет
с) до первого капитального ремонта –
1200 часов, 15 лет
– воздушный винт:
а) назначенный – 4 года, наработка в часах – по техническому состоянию;
б) гарантийный – 1 год.